Визитная карточка

Визитная карточка

18.02.2021
18.02.2021

 «… Хороший учитель настаивает, но не тянет за собой;

побуждает, но не заставляет;

показывает путь, но не доводит до конца.»

Конфуций

         Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времени, пытаясь подобрать для себя занятие по душе. Ведь именно оно, любимое дело, позволяет человеку почувствовать себя поистине счастливым. Любое дело имеет начало, корни, с которых и начинается рост. От того, насколько эти корни прочны и сильны, будет зависеть будущее.

         Вопрос «Кем стать во взрослой жизни?» передо мной никогда не стоял. Наверное, с раннего детства я знала, что стану учителем. Глядя на педагогов, которые окружали меня в школьной жизни, желание быть на них похожими с каждым годом становилось еще больше. И вот, по завершении школы, вопросов о моём поступлении не возникло. Я - будущий учитель!  Уверенность в правильном выборе пришла ко мне, когда я познакомилась с трудами  К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, И.П. Иванова. Осознание происходящего пришло уже на первых этапах практики. Обучение пролетело как один день.

           И вот в 2018 году  с дипломом в руках робкими шагами я начала свою педагогическую деятельность. Я поняла, что моя детская мечта осуществилась, что я обрела не просто работу, а своё вдохновение. Школа – это удивительный мир, где каждый день не похож на предыдущий,  где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего. И для того, чтобы стать настоящим Учителем, необходимо признание главных жителей этого мира – детей. Именно они самые главные критики и судьи, именно они заставляют становиться такой, какая я есть. Широко раскрытые глаза моих учеников  смотрят на меня внимательно, можно сказать, оценивающе. Каждый мой шаг должен быть четко спланирован и обдуман. Ведь дети берут пример с меня, своего учителя, запоминают каждое мое слово, действие. Но самое главное в этих глазах – безграничное доверие. Как важно оправдать его! Ведь педагог начальной школы не только педагог,  наставник, пример для подражания, а самое главное - друг для маленького человека в таком большом мире. Дети ждут от учителя понимания, сочувствия, душевной теплоты. Я рада, что именно со мной они спешат поделиться первыми «взрослыми» секретами и детскими обидами.  Дети, как цветы, нуждаются во внимании, любви и уходе. Уверена: в сердце каждого человека есть семена доброты и справедливости. Эти семена не могут прорасти без ухода. Взрастить побеги из этих семян - моя задача как учителя и классного руководителя. Цветок растет сам, его не надо тянуть за верхушку, его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Точно так же как и каждого из моих учеников. Они все разные, как цветы на клумбе: одни яркие, оригинальные, другие колючие, а третьи - незаметные. Всем им нужно создать условия, чтобы они были здоровыми, сильными и прекрасными, как им предписано природой. В первые дни, проведенные в школе я задумалась: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые знания без усилий, идти на экскурсию, которую навязывает классный руководитель? Как часто мы даем ученику выбор? Как и многие из педагогов, я думаю, что ребёнку сложно добывать информацию самостоятельно, а легче получать её в готовом виде. Но как я заметила,что именно на таких уроках, мероприятиях детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают отвлекаться, теряют интерес к школе. Благодаря опытным педагогам-наставникам, а, возможно, и собственной педагогической интуиции, я пришла к выводу, что главная для меня цель - это формирование внутри каждого ученика собственной позиции и ответственности за свои дела. Так сформировалась моя педагогическая идея: формирование субъектности в младшем школьном возрасте.

         Почему же в современном мире остро встаёт вопрос о том, чтобы ребенок не жил по шаблонам, а мог принять верное самостоятельное решение? Конечно, это связано с быстроменяющимися условиями жизни, прогрессом, потребностями общества в людях, которые могут найти выход из любой сложившийся ситуации и нести ответственность за свои действия. Это и обусловливает актуальность выбранной мной педагогической идеи.

         Субъектный подход в образовании изменяет представление о личности, которая наделяется различными субъективными характеристиками, показывающий ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции. Такой подход предполагает неразрывное единство предоставляемой человеку свободы и возлагаемой на него ответственности за производимый выбор и за последствия содеянного. Я подбираю такие формы работы, которые являются наиболее эффективными, дают возможность высказать своё мнение каждому ученику без какой-либо характеристики, способствую верному выбору решения в различных ситуациях и являюсь всего лишь связующим звеном между учеником и знанием. Так, например,

- на уроках при ответе на вопросы, мы учимся слышать смысл высказывания, а не самого автора, то есть даём оценку информации, не переходя на личность автора. Это учит детей спокойно высказывать своё мнение вне зависимости от правоты, не боясь каких-либо осуждений

- на уроках литературного чтения переносим прочитанное на личный опыт, высказываем свое мнение, пытаемся себя поставить на место героев, даем характеристику поступков, переносим происходящее в реальность; отвечаем на вопросы «А как бы вы поступили?» «Как бы вы сделали?»

- на уроках математики дети могут поделиться свои опытом решения задач, помочь отстающим, доказать свою точку зрения на конкретном примере или задаче

- на уроках русского языка более способные обучающиеся организовывают помощь отстающим

- на уроках окружающего мира дети часто опираются на свой жизненный опыт, рассказывают о случаях из жизни, относящиеся к теме

- на уроках технологии так же, как и на уроках изобразительного искусства, привлекаются те дети, у которых творческие способности развиты лучше. Они могут показать мастер-класс, оказать необходимую помощь;

- в воспитательной деятельности важное место занимает предоставление возможности выбора.  Ученики оказываются в ситуациях, где они могут выбирать и чувствовать вкус творческого действия. Совместно обсуждаем единые требования, осуществляем самоуправление, соревнование и КТД. В центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности, что и составляет содержание воспитательной деятельности.

         С каждым днём понимаю, насколько важна моя профессия для будущего страны. Ведь от того, какой цветок я выращу, насколько раскрою детскую душу, зависит то, кем станет мой ученик в будущем: будет ли он возводить огромные дома, исцелять людей от пока что неизлечимых болезней, рассекать дали космического пространства, а может быть, так же, стоя у доски, будет сеять «разумное, доброе, вечное». Я думаю, что  у меня получится раскрыть в каждом ребёнке его способности, помочь выбрать верную дорогу в жизни. Нужно многое знать, осваивать новые программы, изучать новые технологии, читать справочники, энциклопедии. И я учусь. Учусь всё время. Ведь, как писал К.Д. Ушинский «Учитель живет до тех пор, пока он учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

(0) |